Где скрываются источники развития

Рассуждая о том, какие из возможностей приносят лучшие результаты, мы с коллегами единодушно сошлись во мнении, что наибольшие шансы имеют те, что находятся внутри компании. Основные компетенции, продукты, клиентский сервис, система управления, — все, что находится в зоне контроля и доступно для пересмотра и инновации.

Как правило, основные источники возможностей для развития связаны с сильными сторонами компании и, как это не парадоксально, ее внутренними проблемами. Сильные стороны — это те особенности или обстоятельства, благодаря которым компания может быть лучше и эффективнее конкурентов. Проблемы – внутренние аспекты деятельности, которые тормозят процессы достижения целей и пагубно действуют на организацию. И если сильные стороны, в большинстве случаев, могут быть легко идентифицированы, то проблемы, как подводные камни, возникают непредсказуемо и не всегда очевидны.

К сожалению, многие руководители игнорируют или не способны распознать проблемы своих организаций. Результатом такого отношения становятся упущенные возможности, а зачастую и системные кризисы. Одна из основных задач стратегического планирования, заключается в выявлении проблемных зон, их первопричин и поиска способов их преодоления. Таким образом компания открывает возможности для дальнейшего прогресса.

Как проблема становится возможностью

При разработке плана развития Симферопольского Электротехнического завода, на одном из этапов мы анализировали внутренние ресурсы предприятия и выявили целый ряд проблемных факторов, которые сказывались на эффективности и конкурентоспособности. Большая часть решений предусматривала изменения в системе управления и обновление материальной базы, что требовало времени и финансовых вложений (Прим. соответствующие задачи были отражены в плане развития). Но были и такие, что могли быть устранены в рабочем порядке и гарантировали быстрый результат.

Например, высокая себестоимость — затяжная проблема, до которой «не доходили руки», была решена путем актуализации технологических карт по основным видам продукции и вводом новой системы контроля за их исполнением. Вместе с упорядочиванием закупок сырья и нормированием складских запасов, это позволило снизить себестоимость продукции на 20% уже к концу первого года после внедрения.

Способность организации определять и использовать внутренние возможности, является значимым фактором развития. Важно своевременно отслеживать, выявлять и находить способы для их реализации. В этой связи роль стратегического планирования заключается в том, чтобы выявленные возможности соответствовали глобальным целям компании.