Почему важно следить за организационной согласованностью

Представьте ситуацию. Генеральный директор компании, обнаруживает, что большинство топ-менеджеров и сотрудников не разделяют его видения. Как вы считаете, каковы шансы компании на успех? Практически никаких.

Начало любого бизнес-предприятия отличается высокой степенью энтузиазма и согласованности. Основатель (или основатели), вместе с первым поколением сотрудников, вдохновлены идеей, знают, чего хотят, разделяют общие интересы. Благодаря культуре высокопроизводительной команды, успешные стартапы преодолевают сложности и достигают первых результатов.

Опыт преуспевающих предприятий говорит о том, что высокая степень согласованности достигается за счет четко налаженной и управляемой цепочки, которая связывает цель, стратегию, организационные возможности, культуру и коммуникации.

Цель – то, зачем существует организация. Для бизнеса – смысл деятельности помимо зарабатывания денег. Получение прибыли в долгосрочной перспективе – слабый мотиватор для сотрудников. Нужно понимать, что финансовые достижения лишь следствие того, что компания успешно справляется со своими задачами.

Стратегия – план достижения цели, который включает в себя выбор продуктов и услуг, потребительских и географических рынков, преимущества, за счет которых бизнес должен превзойти конкурентов.

Организационные возможности – помимо материальных ресурсов, организационные возможности составляют: оргструктура и система управления, персонал и его квалификация, бизнес-процессы, технологии и ноу-хау, эффективность лидерства, – и прочее необходимое для того, чтобы реализовать стратегию.

Культура – ценности, убеждения и установки, которые определяют поведение сотрудников и поддерживают стратегию. Наличие цели и блестящей стратегии не имеет значения, если сотрудники их не принимают.

Коммуникации – «кровеносная система» организации – системы, технологии, информационный контент, то, что обеспечивает жизнедеятельность предприятия, связывая воедино все его компоненты.

В небольших организациях (до 10-15 человек), высокий уровень согласованности может сохраняться на протяжении длительного периода. Но в компаниях, которые быстро «вырастают» за пределы малой группы, ее степень неизбежно снижается. 

 

Тихий разрушитель

Снижение согласованности со временем «подтачивет» любые успешные организации. Постепенно, небольшие, кажущиеся незаметными, отклонения накапливаются и начинают сказываться на деятельности компании. Где, когда и что может пострадать, трудно предсказать. Дело в том, что бизнес-организация как живой организм, состоящий из взаимосвязанных систем, в каждом конкретном случает может отреагировать по-разному: ослаблением дисциплины и текучестью кадров, снижением производительности и прибыли, падением продаж и потерей рынка, проблемами с имиджем и репутацией.

Несогласованность реальна и более распространена, чем кажется на первый взгляд. Многие руководители даже не осознают насколько согласована или не согласована их организация. Если руководство сфокусировано на цели и даже представляет, как ее достичь, это совсем не значит, что другие сотрудники разделяют тот же настрой. Мы встречали самые разнообразные формы несогласованности, которые заметно снижали эффективность работы.

“Я думал, что моя команда идеально согласована – пока не получил пять разных ответов на вопрос, в чем заключается наша главная задача”. 

Например, изолированное положение руководителей, несовершенство коммуникаций и понимания между управляющими, которые отвечают за постановку целей и разработку стратегии и исполнительным персоналом. В такой ситуации сотрудники работают словно “вслепую”, не имея представления, куда движется компания, не понимая ожиданий руководства и своей роли в общем деле. Характерно, что в таких компаниях заявленные ценности никогда не соответствуют реальной организационной культуре. 

Очень распространены различные варианты функциональной несогласованности, когда службы бэк-офиса (бухгалтерии, IT, других технических служб) представляют собой «государства в государстве», живут по своим правилам и не разделяют устремлений остальной организации. В одной из компаний, с которой нам довелось работать, сотрудники отдела продаж, которые непосредственно общались с клиентами, считали, что их работа не влияет на формирование имиджа и репутации компании, а вся ответственность за «корпоративный бренд» лежит на отделе маркетинга.

Еще один пример несогласованности, с которым мы встречались – несоответствие видения и целей лидера относительно реальных организационных возможностей. Подобный сценарий, наверно, самый разрушительный из всех. Предприниматель или руководитель компании «загорается» идеей или вдруг открывшейся возможностью, но на деле не способен ее реализовать. Причины даже не всегда связаны с недостатком финансирования. Для воплощения новой идеи, как правило, не хватает сотрудников-исполнителей нужной квалификации, возможности управления и контроля, и наконец, типичная случай – недостаток компетенций у самого руководителя.

В чем причины?

К постепенному «размыванию» согласованности приводит целая совокупность обстоятельств. Их условно можно условно разделить на три группы.

Естественные, психологические, такие как снижение градуса эмоционального подъема, превращение повседневной деятельности в рутину, потерю «чувства миссии» – то, ради чего создавался бизнес, ослабления мотивирующего влияния лидера.

Другая группа, связна с преобразованиями, сопутствующими развитию бизнеса. Это быстрый рост и усложнение организационной структуры, перераспределение ролей и ответственности, изменение коммуникационных потоков, – все эти трансформации всегда чреваты рисками для согласованности.

И, наконец, еще одна группа, связана с эффективностью лидерства. Очень часто, проблема несогласованности связана с недостатком необходимых управленческих и лидерских навыков у руководителя. Нередко главы компаний и топ-менеджеры не имеют представления о важных  управленческих инструментах или не владеют ими.

Недооценка важности развития так называемых «софт скилз»:  умение слушать, вести диалог, организовывать командную работу, способность адаптироваться, – не позволяет руководителям вдохновлять своих сотрудников на достижение наилучших результатов.

Иногда, триггером, который запускает разбалансированность в организации становится неопределенность или неамбициозность новых целей, что  демотивирует сотрудников, подрывает доверие к руководству, вызывает чувство неудовлетворённости и ослабление командного духа.

Как понять, что что-то не так?

Для организации жизненно важно фиксировать любые проявления несогласованности на ранней стадии, пока накопительный эффект не достиг критического значения, способного разрушить бизнес.

Руководителям коммерческих предприятий, необходимо своевременно обращать внимание на отдельные «симптомы», которые сигнализируют о том, что в компании есть проблемы с согласованностью. Самые типичные из них: 

  • Снижение мотивации и вовлеченности – сотрудники не проявляют интереса ни к своей работе, ни к деятельности организации, что проявляется в снижении дисциплины, халатности и недобросовестности;
  • Отток клиентов – продукты и услуги компании не соответствуют ожиданиям клиентов;
  • Снижение темпов роста – при возникновении объективных причин (изменении рыночной ситуации) несогласованные организации имеют сложности с координацией усилий по исправлению ситуации;
  • Реактивные расходы – оппортунистический подход, как стремление к достижению краткосрочных целей, распространенный признак отклонения от стратегии.

В качестве резюме

Организационная согласованность относится к координации, сотрудничеству во всех аспектах бизнеса — от стратегического видения, миссии и стратегии, до детальных планов и их реализации.

Чтобы настроить организационную согласованность, необходимы целенаправленные усилия, но результаты всегда себя оправдывают. По данным Gallup согласованные компании на 30-50% эффективнее, по показателям вовлеченности, внедрению инноваций и производительности, по сравнению с несогласованными.

Своевременное распознавание «симптомов», диагностика причин на системном уровне, позволят предпринять верные шаги, чтобы не тратить время и усилия на вечное разрешение проблем, а сосредоточиться на главных задачах.